Проблемы охраны репродуктивного здоровья населения, особенно подростков и молодежи для Российской Федерации, как и для всего мирового сообщества, в современных условиях приобретают особую медико-социальную значимость.
Их острота, прежде всего, связана с серьезными изменениями в
репродуктивном поведении молодежи, стойкой тенденцией раннего
начала половой жизни юношей и девушек.
В современной России подростками признают лиц в возрасте от 10
до18 лет (МЗ РФ, 2001). В соответствии с определением ВОЗ: подростки —
лица в возрасте от 10 до 19 лет.
Подростковый возраст определен как период, в течение которого:
-завершается половое развитие от появления вторичных половых
признаков до наступления половой зрелости;
-психологические детские процессы сменяются поведением,
характерным для взрослых;
-происходит переход от полной социально-экономической
зависимости к относительно самостоятельности.
Половое созревание подростков характеризуется формированием
вторичных половых признаков и репродуктивных органов,
обеспечивающих способность к зачатию и деторождению.
Психосексуальное развитие – это процесс формирования:
-сексуального влечения и сексуального поведения;
-полового самосознания (ощущение себя представителем
определенного пола);
-половой роли (социальная модель поведения, включающая в себя
ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и
женского биологического пола и наличие соответствующих стереотипов
полового поведения);
Этапы психосексуального развития:
I этап: Формирование полового самосознания, половая
идентификация, т.е. осознание своей принадлежности к определенному
полу. Сравнивая себя со взрослыми и другими детьми, общаясь с ними,
ребёнок через детское любопытство и изучение своих половых органов,
получает образное представление о том, к какому полу он принадлежит.
Этот этап можно считать завершенным к 4-6 годам, когда ребёнок четко
усвоил, кто он — мальчик или девочка. Создав образное представление о
своей половой принадлежности, ребёнок начинает усваивать половые
роли.
II этап: Формирование стереотипа полового поведения через
публичное выражение половой принадлежности. Этот этап продолжается
весь препубертатный период. Навыки и стиль поло-ролевого поведения
формируются в играх и в быту. Содержание этапа реализуется, прежде
всего, через половое воспитание в семье – распределение ролей матери и
отца.
III этап: Формирование психосексуальных ориентаций –
направленность полового влечения, определяющая выбор полового
партнера и особенности полового поведения. В детстве и подростковом
возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей
поведения, которые перенимаются от окружающих. Велика роль семьи,
других взрослых, воздействия сверстников и самовоспитания.
Для современных подростков характерна сексуальная активность,
опережающая сексуальную зрелость и потребность. Такое поведение
отрицательно сказывается на соматическом, психическом и
репродуктивном здоровье.
Факторы, определяющие начало половой жизни и сексуального
поведения подростков:
Достижение физиологической зрелости в 35% случаев является
предпосылкой к дебюту сексуальной активности;
уровень психической и социальной зрелости:
-выработка собственного мировоззрения;
-формирование социального сознания;
-стремление к независимости;
-потребность в самоутверждении и самовыражении.
— появляется желание «быть, как все» и любопытство (8,6%).
Семейная дисгармония:
-вызов родительской гиперопеке;
-отсутствие родительского внимания. Нередко девочка-подросток
уступает сексуальным настояниям партнера (12,4%), чтобы не потерять
любимого, единственного, кто её оценил;
-конкурентные отношения в семье, когда вся любовь родителей
предназначена младшим. Из-за семейных проблем подростки тянутся на
улицу, где «только друг и может меня понять». Это так называемый секс
от отчаяния (11,8%).
Напряженные жизненные ситуации стимулируют поиск девиантной
и сексуально активной среды (8,6%).
Либерализация половой морали:
-доступность периодических изданий эротической направленности;
-СМИ, позиционирующие сексуальное поведение, как руководство к
действию.
Сексуальное насилие, когда в роли соблазнителя выступают
собственные отцы, отчимы, любые другие близкие родственники жертвы,
друзья дома (3,8%).
Заболевания ЦНС (органическое поражение, нейроинфекции,
травмы), психические расстройства, симптомами которых могут служить
отклонения в сексуальном поведении подростков.
Стресс и переживания по поводу подлинных или воображаемых
сексуальных проблем нередко создают предпосылки к возникновению
таких сотояний, как вегетативная дистония, нарушения менструального
цикла, неврозы, депрессии, дисморфофобии, нарушения пищевого
поведения и т.д.
Сексуальная активность при психологической незрелости приносит
только разочарование. Реально это отражается в поисках (смена половы
партнеров), экспериментировании или в отвращении к половой жизни.
Наиболее типична ситуация, когда девушка в возрасте 15-16 лет тяготится
половой жизнью, но сохраняет её ради партнера.
Таким образом, в большинстве случаев, сексуальная активность —
это не истинная потребность, а дань моде, навязанный стереотип
поведения. Поэтому необходимо половое просвещение,
соответствующее сексуальное воспитание, обучение различным
способам сублимации — подсознательному или осознанному действию,
при котором происходит замещение (перевод) сексуальной энергии в
другие виды деятельности (занятия спортом, каким-либо ремеслом,
творчеством, учебой). При этом значение и роль секса в жизни человека
не отрицаются. Но высокие моральные установки сопровождаются
легкостью замещения сексуальных переживаний — «знаю, что и когда
можно». Данный вариант сексуального поведения для подростков
является наиболее оправданным с точки зрения влияния на
соматическое и репродуктивное здоровья и поэтому должно поощряться.
Особую остроту проблеме сохранения репродуктивного здоровья
подростков придает снижение рождаемости, обусловленное не только
социальными причинами, но и низкими репродуктивными
возможностями современных юношей и девушек.
Раннее начало сексуальных отношений в сочетании с низким
уровнем знаний в этой области, плохой осведомленностью о средствах
и методах контрацепции и недостаточным их применением, приводят
к росту числа беременностей у подростков и, как следствие, к
увеличению числа абортов, неблагоприятных исходов родов и
ухудшению репродуктивного здоровья подростков.
Ежегодно в мире около 16 млн. женщин в возрасте 15-19 лет и около 1
млн. в возрасте до 15 лет рожают детей. Это значит, что каждый десятый
ребенок на планете рожден от матери, не достигшей 20-летнего возраста.
Средний показатель рождаемости составляет 49 на 1000 подростков.
Ежегодно 26 млн. беременностей прерываются искусственно, 47 тыс.
женщин умирают от абортов. Осложнения во время беременности и
родов являются второй причиной смерти подростков во всем мире.
Риск материнской смертности от аборта у подростков в возрасте до 16
лет в 4 раза выше, чем у женщин в возрасте 20-29 лет. Вероятность
смерти 15-летней девушки от причины, связанной с материнством,
составляет 1 на 3700 в развитых странах и 1 на 160 в развивающихся
странах.
Опубликованные данные выборочного опроса свидетельствуют о
наличии сексуального опыта у 4% девочек в возрасте до 15 лет; у 24%
девушек к 17 годам и у 61% -к 19 годам.
Важно и то, что у подростков в возрасте до 14 лет абортом
закончилось 95,8%, а в возрасте 15-17 лет — 70,3% первых беременностей.
Больше половины первых беременностей девушки сочли
несвоевременными (41%) или ненужными (14%). При первом половом
контакте 41% подростков не использовали ни плановый, ни экстренный
контрацептивный метод, не смотря на достаточную осведомленность о
существующих средствах и способах защиты от зачатия. Кстати, о
препаратах экстренной контрацепции подростки информированы слабо,
а ведь эти таблетки позволяют на 85-99% снизить риск нежеланного
зачатия.
Как правило, девушки-подростки медлят с обращением в клинику,
потому что не имеют возможности посетить врача, либо не осознают, что
беременны.
Риски, связанные с беременностью и родами, у
несовершеннолетних обусловлены, прежде всего, физиологической
незрелостью организма (незавершенное развитие репродуктивной
системы, витаминно-минеральный дефицит), а также
легкомысленностью и небрежным отношением к своему положению,
неполным осознанием меры ответственности за себя и ребёнка. Это
создает предпосылки к таким осложнениям во время беременности и
родов, как угроза прерывания; токсикоз; анемия; задержка
внутриутробного развития плода; пороки развития плода;
преждевременные роды; слабость родовой деятельности; неправильное
прикрепление плаценты, приводящее к кровотечениям, как во время
беременности, так и в начале родов, что может привести к гибели ребенка
и матери; неправильное положение плода; плацентарная
недостаточность, при которой нарушается нормальное кровоснабжение
плода, в результате чего дети рождаются ослабленными и болезненными.
Аборт является одним из основных факторов ухудшения
репродуктивного здоровья женщины и нередко сопровождается
различными осложнениями. К их числу относятся: механическое
повреждение шейки и тела матки, прободение матки, кровотечения,
воспалительные заболевания женских половых органов,
неблагополучное течение последующих беременностей, нарушения
менструального цикла, вторичное бесплодие и психогенные
расстройства.
Не вызывает сомнений, что действенной мерой профилактики
возникновения незапланированной беременности и осложнений абортов
у сексуально активных подростков, является использование надежной и
безопасной контрацепции.
Препятствовать использованию любой контрацепции у подростков
могут различные факторы:
-низкий уровень информированности;
-неправильное представление о способности к зачатию при
нерегулярных менструациях;
-«мифы» об отрицательном влиянии на здоровье, ненадежности и
сложности применения противозачаточных средств;
-нетерпимость к любым побочным эффектам;
-собственная психологическая неподготовленность;
-неумение договариваться с партнером.
К сожалению, в России более половины молодых женщин,
перенесших аборт, в дальнейшем продолжают сексуальные контакты без
использования надежной контрацепции, что свидетельствует об
отсутствии желания самообразования и о слабой просветительской
работе медицинского персонала и общества в целом.
Поэтому, большое значение придается квалифицированному
консультированию молодых людей с целью формирования адекватного
возрасту, психофизиологическому развитию и сексуальной активности
контрацептивного поведения.
Возраст не является медицинской причиной исключения какого-
либо метода контрацепции. Критерии выбора метода контрацепции,
которые предлагаются для взрослых, действенны и для молодых людей.
Согласно Порядку оказания медицинской помощи девочкам с
гинекологическими заболеваниями, утвержденному приказом МЗ РФ от
01 ноября 2012г №572н в г. Волгограде, г. Волжском и Волгоградской
области первичная медико-санитарная помощь девочкам, в том числе и
консультативная, оказывается врачами-гинекологами детского и
подросткового возраста.
Санитарно-гигиеническое просвещение в объеме
персонифицированного консультирования девочек и их законных
представителей по вопросам интимной гигиены, риска заражения
инфекциями передаваемыми половым путем, профилактики абортов и
выбора контрацепции проводится на территории медицинских
организаций в специализированных кабинетах Детских поликлиник,
Женских консультаций, поликлиник ЦРБ, на базе Центра охраны
здоровья семьи и репродукции, Центра планирования семьи в ВОКД№1,
ВОДКБ, а также проводится постабортное консультирование в
гинекологических отделениях стационаров.
Главный внештатный гинеколог
детского и юношеского возраста,
врач-акушер-гинеколог М.Е,Филимонова