Берегите зрение смолоду!

Сила государства заключается в его способности заботиться о самых маленьких гражданах – детях, прежде всего предоставив им право на получение доступной медико-профилактической помощи. Предупредить развитие заболеваний, вовремя обратить внимание на отклонения в состоянии здоровья ребенка, призваны профилактические осмотры несовершеннолетних, ставшие неотъемлемой частью российской педиатрии. О том, какие результаты работы обращают на себя внимание Волгоградских медиков, мы беседуем с главным внештатным детским специалистом по профилактической медицине А.В.Хворостовой.

Берегите зрение смолоду! Сила государства заключается в его способности заботиться о самых маленьких гражданах – детях, прежде всего предоставив им право на получение доступной медико-профилактической помощи. Предупредить развитие заболеваний, вовремя обратить внимание на отклонения в состоянии здоровья ребенка, призваны профилактические осмотры несовершеннолетних, ставшие неотъемлемой частью российской педиатрии. О том, какие результаты работы обращают на себя внимание Волгоградских медиков, мы беседуем с главным внештатным детским специалистом по профилактической медицине А.В.Хворостовой. Анна Владимировна, мне, как педиатру с сорокалетним стажем и многодетной бабушке, хотелось бы узнать: чем же болеют современные дети? Безусловно, особенности образа жизни нынешнего подрастающего поколения не могли не отразиться на характере детской заболеваемости. Ограничение физической нагрузки, вредные «вкусности», недоверие к вакцинам и активное использование гаджетов привели к тому, что в Волгоградской области на протяжении последних лет сформировалась устойчивая пятерка «лидеров» заболеваемости: патология желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, болезни органов дыхания, эндокринной системы и патология зрения. Причем тревожно то, что заболевания глаза и его придаточного аппарата стали выявляться чаще, обогнав патологию эндокринной системы. В структуре общей заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет офтальмологическая патология  составляет около 5%. Проблема остается актуальной и в подростковом возрасте. Отражением растущих и накапливающихся нагрузок на орган зрения является увеличение доли его патологии в структуре заболеваемости 15-17-летних юношей и девушек до 6,3%. Вы озвучили неутешительные результаты профилактических осмотров, но, как известно, статистика — вещь упрямая, требующая реальных действий от медицинских организаций, родителей и детей, и подростков. Как же родителям, которые проводят много времени на работе, держать руку на пульсе детского здоровья? До 15 лет это не сложно, ведь профилактические осмотры проводятся после дачи родителями добровольного информированного согласия на прохождение обследования. Необходимо просто поинтересоваться его результатами у участкового педиатра или школьного медработника. Из впервые выявленных заболеваний органа зрения 1/3часть  патологии выявлена в ходе профилактических осмотров. С подростками сложнее, ведь они с 15 лет сами могут решать вопрос медицинских осмотров. Но поинтересоваться результатами посещения врачей родителям никто не мешает. Есть ли какие-то различия структуры и функции зрительного аппарата детей разного возраста? Орган зрения – важнейший канал, по которому осуществляется связь центральной нервной системы с внешним миром. Около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор. При этом глаз – сложный оптический прибор. И относиться к нему надо соответственно, с соблюдением всех правил техники безопасности. Зрение ребенка находится в постоянном процессе становления и совершенствования с момента рождения. С первых дней жизни малыш может видеть окружающие его предметы, но лишь взрослея, он  постепенно учится разбираться в увиденных картинках. Выбирать игрушки по цвету, ребенок может с 5-6 месяцев, однако осознанное цветоощущение формируется к 3 годам жизни, и именно с этого возраста он начинает правильно определять окраску предметов и игрушек. Слезная железа новорожденного имеет особенности развития: малый размер, слабое развитие концевых отделов, узкие выводные протоки, а продукция слезной жидкости начинается лишь на 2 месяце жизни. Несовершенство структуры и функции также находят отражение в уровне заболеваемости. Хочется отметить, что в структуре общей заболеваемости детей в возрасте до одного года доля патологии  по классу болезней глаз и придаточного аппарата уменьшилась с 8,1% в 2016 году до 6,2% в 2018 году. Видимая положительная динамика связана с повышением общего уровня и доступности медицинской помощи детям, развитием пренатальной диагностики, повышением технологического уровня выхаживания детей с низкой и экстремально низкой массой тела. В какие возрастные периоды зрение ребенка наиболее подвержено воздействию факторов риска? Естественно, соблюдать правила гигиены зрения нужно постоянно, независимо от возраста. Но особенно интенсивно процесс развития протекает в период между одним и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, его преломляющая сила. Реализация наследственного фактора также приходится, в основном, на дошкольный возраст. В этот период необходимо максимально расширять профилактические мероприятия, способствуя тем самым правильному возрастному развитию зрения. Какие же факторы способны нанести наибольший ущерб зрению наших детей? Определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки и соблюдение элементарных требований к гигиене зрения. В последние годы в происхождении близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. У части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации (адаптации остроты зрения к рассматриванию близко или далеко расположенных предметов). Это в большой степени определяется недостаточным развитием цилиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации. У детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации близорукость под влиянием зрительных нагрузок не наступает. И, наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации в 20% уже на первых порах обучения в школе развивается близорукость. Детям трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерная. Кто должен следить за соблюдением правил гигиены зрения? Профилактика должна быть комплексной, много уровневой, как во время учебного процесса и внеклассных мероприятий (кружки, секции), так и в домашних условиях. Контроль исполнения гигиенических требований в организованных коллективах лежит на медицинских работниках и педагогах, дома – на родителях. Еще раз хочется заострить внимание на необходимости прохождения детьми профилактических осмотров, во время которых детки осматриваются как раз в критические периоды формирования органа зрения. Какие мероприятия могут способствовать правильному развитию зрительного аппарата? Большое значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий с самого раннего возраста. Рисование, чтение, письмо, работа с конструктором входят в число любимых способов обучения и отдыха. В настоящее время растет популярность «развивающих» игр, и здесь следует помнить о чувстве меры – их продолжительность не должна быть более 20 минут единовременно и более 60 минут – за весь день. Все эти занятия на фоне выраженного статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому педагоги и родители должны не пускать детей в «самостоятельное плавание», а следить за условиями деятельности ребенка. Прежде всего, необходимо ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Этого можно добиться своевременной сменой разных видов деятельности. Чисто зрительная непрерывная работа не должна превышать 5-10 минут в 3-4 года и 15-20 минут в 5-6 лет. После нее можно переключить внимание детей на действия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, спортивные упражнения). Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на свежем воздухе, трудовой деятельности. Научно-технический прогресс подарил нам много новинок, без которых трудно представить жизнь современного человека. Какие существуют правила пользования гаджетами? Это очень важный вопрос, так как длительный просмотр оказывает крайне неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции. Начнем с того, что просмотр ТВ, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены. С трех до четырех лет перед телевизором или компьютером можно проводить не более 20 минут в день, в пять-шесть лет – 30 минут в день (по 15 минут с 30 минутным перерывом), этот же норматив и для младших школьников. Старшим школьникам рекомендуется делать 10 минутные перерывы через каждые 30 минут работы за монитором, но не более 2 часов в день. Кроме того, необходимо регулировать не только частоту, длительность, но и создать благоприятные условия просмотра. Во-первых, дети должны смотреть только специальные детские передачи. Оптимальное расстояние от глаз до экрана телевизора – 2,0-5,5 м (в зависимости от его размеров). Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть естественное или искусственное освещение. Нельзя  смотреть ТВ в полной темноте. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран. Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств. Для охраны зрения детей весьма важен вопрос о так называемом совмещенном освещении, т. е. добавлении искусственного освещения к естественному. До настоящего времени широко распространено ложное мнение о вреде смешанного освещения. Надо лишь заботиться о том, чтобы при смешанном освещении не ощущалось два раздельных световых потока. В новых нормах искусственного освещения предпочтение отдается люминесцентным лампам. И это не случайно, ибо последние в силу физических особенностей создают больше возможности для улучшения условий освещения. К организации светового режима в помещении для занятий следует подходить комплексно, с гигиенических позиций. Оптимальной будет комната с ориентацией на юг, юго-восток и восток, что обеспечит более высокий уровень освещенности в результате прямого попадания солнечных лучей. Следует помнить, что размещенные на окнах комнатные растения значительно ухудшают освещенность. Завешивать окна в детской комнате или учебном помещении следует только светлыми занавесками по краям оконного проема (на 10-15 см за его край), но ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна. Запыленность и загрязненность окон приводит к понижению освещенности на 40%. Источником загрязнения может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения. Очень важно регулярно (раз в неделю) мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее 3-х раз в году снаружи. Наряду с рациональным построением занятий, большое значение для охраны зрения имеет правильная посадка, т.е. поза во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы. Имеются ли какие-то особенности зрения у ослабленных, часто белеющих детей? И какие особенности профилактической работы с этим контингентом? У ослабленных, часто болеющих детей, отстающих в физическом развитии, отмечается большее снижение остроты зрения и замедление темпа возрастной эволюции рефракции по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Ослабленный перенесенным заболеванием организм является более благоприятной почвой для развития близорукости. После перенесенных инфекционных заболеваний надо проверить остроту зрения ребенка. Детей, ранее имевших аномалию рефракции, следует направить к офтальмологу. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья и для перенесших заболевания на период реконвалесценции следует предусмотреть мероприятия, направленные на снижение неблагоприятного влияния условий среды, как на орган зрения, так и на организм в целом. Уместны  некоторые ограничения при проведении обязательных занятий, временное исключение занятий, требующих значительного напряжения зрительных функций. В первую очередь это относится к детям с близорукостью и с нарушением бинокулярного зрения. Для них особенно важно соблюдение рекомендуемой длительности занятий, своевременное переключение на отдых, правильная организация отдыха, включение в рацион питания продуктов, богатых витамином А: сливочного масла, яичных желтков, сливок, моркови, шпината или специальных витаминов. Изложенные несложные приемы по гигиене зрения детей способствуют профилактике серьезных зрительных нарушений и помогут нашим детям и их родителям наслаждаться всеми красками окружающего мира. Беседовала зав. отделом комплексных программ детского населения С.В.Сарванова.  
Календарь событий на апрель 2019 года Posted: 26 Mar 2019 12:17 AM PDT Фото ГБУЗ «ВОЦМП» 7 апреля — Всемирный день здоровья Всемирный день здоровья в 2019 году отмечается 7 апреля. В торжествах участвуют сотрудники медицинских учреждений, активисты общественных и благотворительных движений, спортсмены, борцы с вредными привычками. Цель праздника – обратить внимание людей на заботу о здоровье и необходимость профилактики заболеваний. История праздника Всемирный день здоровья основала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Первые торжества прошли 22 июля 1948 года. В 1950 году дату перенесли на 7 апреля. В этот день в 1948 году вступил в силу Устав ВОЗ. Документ определил структуру международной организации, цели существования, функции, порядок принятия членов и другие положения. Традиции праздника Каждый год Всемирный день здоровья проходит под новой темой. В этот праздник Генеральный секретарь ООН обращается с посланием. В своей речи он упоминает о насущных проблемах в сфере здравоохранения, призывает правительства стран объединить усилия с целью сокращения рисков для жизни и здоровья людей, отмечает важную роль согласованных действий по спасению от бедствий. Во Всемирный день здоровья проводятся просветительские мероприятия: публичные лекции, семинары, конференции. В школах проходят «Уроки здоровья». Устраиваются благотворительные акции. Волонтеры раздают листовки о проблемах в сфере здравоохранения, методах защиты и профилактики заболеваний. Мобильные центры здоровья обследуют желающих. Источник: https://my-calend.ru/holidays/vsemirnyy-den-zdorovya 17 апреля — Всемирный день гемофилии Кровь снабжает клетки питательными веществами, выводит продукты жизнедеятельности, участвует в механизмах иммунитета. Одна из ее важных задач – предотвращение потери крови при повреждении тканей при помощи системы свертывания. Существует заболевание, которое нарушает этот процесс – гемофилия. Чтобы обратить внимание общества на проблему, повысить информированность людей об отклонении, поддержать страждущих, учрежден международный праздник. История и традиции праздника Идея праздника принадлежит Всемирной федерации гемофилии (ВФГ) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Первые мероприятия прошли в 1989 году. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена ко Дню рождения Фрэнка Шнайбеля – учредителя ВФГ. Цель праздника – своевременное диагностирование заболевания, информирование о симптомах, течении и последствиях недуга. Мероприятия обращают внимание на проблемы пациентов. Они призывают гражданское общество, правительства, медицинский персонал оказать страждущим полноценную помощь. Источник: https://my-calend.ru/holidays/vsemirnyy-den-gemofilii 20 апреля — Национальный день донора в России В России Национальный день донора в 2019 году отмечается 20 апреля. В мероприятиях участвуют доноры, медицинские работники по забору крови, донорские организации. По закону, сдавший кровь человек имеет право не явиться на работу или учебу в этот день без потери заработной платы. История праздника Национальный день донора в России учредили 20 февраля 2007 года участники круглого стола по проблемам донорства и службы крови, который проходил в Государственной Думе РФ. Дата праздника приурочена к первому в мире переливанию крови 20 апреля 1832 года. Его провел молодой питерский врач-акушер Андрей Мартынович Вольф. В этот день он принимал роды. Внезапно состояние роженицы резко ухудшилось. У нее началось кровотечение. Тогда врач решил перелить женщине кровь ее мужа. Это спасло жизнь пациентки. Традиции праздника В Национальный день донора все желающие сдают в медицинских центрах кровь. Устраиваются пресс-конференции и  акции, участники которых освещают проблемы донорства. Награждаются почетные доноры. Источник: https://my-calend.ru/holidays/nacionalnyy-den-donora Фото ГБУЗ «ВОЦМП» 22-28 апреля — Всемирная неделя иммунизации Всемирная неделя иммунизации (World Immunization Week) проводится во второй половине апреля по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Изначально это мероприятие называлось Европейской неделей иммунизации и охватывало, соответственно, только страны Старого Света, однако постепенно к ней присоединились и другие континенты. Проведение Недели призвано привлечь внимание общественности к иммунизации как одной из главных профилактических мер, позволяющих уберечь человечество от инфекционных заболеваний. ВОЗ настоятельно рекомендует семьям обязательно вакцинировать детей против смертоносных болезней. По данным организации, иммунизация позволяет ежегодно предотвращать от 2 до 3 миллионов случаев смерти от дифтерита, столбняка, коклюша, кори, свинки и краснухи. ВОЗ проводит в рамках Недели иммунизации различные просветительские мероприятия, организует вакцинацию детей и взрослых, приглашает представителей разных стран к обмену информацией и опытом. Всемирное сотрудничество позволяет ускорить темпы иммунизации населения и охватить максимальное количество людей и регионов. Кстати, каждый год Неделя иммунизации посвящена определённой теме.. Поэтому ВОЗ призывает людей и организации, работающие на международном, региональном, национальном и местном уровнях, в государственном и частном секторах и в рамках гражданского общества, активнее проводить и принимать участие в мероприятиях во время Всемирной недели иммунизации. Источник: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.calend.ru%2Fholidays%2F0%2F0%2F3086%2F&d=1   25 апреля — Всемирный день борьбы против малярии Малярия – опасное инфекционное заболевание. Она вызывает нарушения кроветворной, сосудистой и других систем. Чтобы повысить информированность людей о болезни, объяснить необходимость профилактических мероприятий, помочь больным, учрежден международный праздник. Когда проходит Всемирный день борьбы против малярии отмечается ежегодно 25 апреля во всем мире. В 2019 году дату празднуют 12-й раз. Кто отмечает В мероприятиях участвуют инфекционисты, паразитологи, терапевты, исследователи, ученые, больные малярией. К ним присоединяются вспомогательный персонал клиник, студенты, преподаватели, интерны профильных специальностей медицинских ВУЗов. История и традиции праздника Дату учредила Всемирная ассамблея по здравоохранению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2007 году на 60-й сессии. Первые торжества прошли в 2008 году. Действо получило широкое распространение и поддержку во многих государствах. Цель акций – повысить осведомленность людей о механизмах передачи инфекции, ее последствиях, способах защиты здоровья. В этот день благотворительные фонды собирают средства на помощь больным малярией. Проводятся просветительские лекции, конференции, семинары. Врачи обмениваются передовым опытом на курсах повышения квалификации. Лучшим докторам вручают почетные грамоты, дипломы за существенные достижения в лечении болезни. Источник: https://my-calend.ru/holidays/vsemirnyy-den-borby-protiv-malyarii Фото ГБУЗ «ВОЦМП»  28 апреля — День работников скорой медицинской помощи 28 апреля считается Днём рождения Службы скорой медицинской помощи в России. И хотя это пока не официальный праздник, но активность медработников и ряда пользователей интернета и социальных сетей направлена на то, чтобы он стал профессиональным праздником – Днём работников скорой медицинской помощи. Появление же службы скорой медицинской помощи (СМП) в России относится к концу 19 века, когда 28 апреля 1898 года приказом Московского обер-полицмейстера за двумя полицейскими участками в Москве было закреплено по одной карете скорой помощи и для медиков было выделено отдельное помещение. Дежурили круглосуточно. С 1 января 2005 года вступил в силу приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи», который определил базовые положения при оказании СМП. Помощь должна производиться круглосуточно и безвозмездно. Источник: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.calend.ru%2Fholidays%2F0%2F0%2F3367%2F&d=1
Защити себя от КОРИ! Всемирная организация здравоохранения опубликовала ежегодный список угроз человечеству, куда впервые попал сознательный отказ от вакцинации, в том числе и от кори. До середины 20 века ежегодно насчитывалось около двух с половиной миллионов смертей от этого страшного заболевания. С введением противокоревой вакцины ситуация в корне изменилась. Корь – это вирусное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем и характеризуется высокой степенью заразности. Болезнь широко распространена во всех странах. Несмотря на то, что болезнь считается «детской», порой она встречается у представителей старшего поколения и чаще всего это люди, которые не болели корью в детстве или не имеют поствакцинального иммунитета к недугу. Источником инфекции является больной человек, который опасен для окружающих с инкубационного периода (последние 3 дня) и до четвертого дня с момента появления высыпаний. Заражение может произойти во время кашля или чиханья больного, ведь максимальная концентрация вируса наблюдается именно в мокротах, слизи. Недуг сопровождают малоприятные симптомы: повышение температуры тела, сухой кашель, осиплость голоса, светобоязнь, конъюнктивит, появление сыпи на теле. Корь страшна осложнениями, у каждого десятого ребенка, заболевшего корью, встречаются пневмонии, тяжелые отиты, стоматиты. К тяжелым осложнениям, наблюдающимся в любом возрасте, относятся поражения нервной системы: менингоэнцефалит, энцефаломиелит, серозный менингит, энцефалопатия, полиневрит. Среди групп населения с высокими уровнями недостаточности питания и при отсутствии надлежащей медицинской помощи до 10% случаев кори заканчиваются летально. Риску развития тяжелых осложнений подвергаются также инфицированные женщины во время беременности, а беременность может заканчиваться самопроизвольным абортом или преждевременными родами. Осложнения кори не так уж редки, поэтому лечение заболевания должно проводиться обязательно под медицинским контролем. В медицине нет лекарственного препарата, который действовал непосредственно на корь, поэтому лечение направлено на устранение симптомов и предупреждение развития бактериальной инфекции. Главной причиной заражения корью является отсутствие иммунитета к инфекции. Формировать его можно несколькими способами: уже переболев заболеванием или сделав вакцинацию. У детей, переболевших корью, вырабатывается стойкий иммунитет к инфекции, поэтому заболеть ею повторно невозможно. Исключение составляет патологические изменения иммунной системы или полное ее разрушение. Вакцинация – это искусственное инфицирование вирусом, но очень ослабленным, в результате которого организм вырабатывает защитный иммунитет. Прививка обеспечивает стойкий защитный эффект в течение 15 лет, после ее применения риск серьезных осложнений практически равен нулю. Вакцинация проводится в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, который регламентирует сроки введения препаратов и предусматривает плановую вакцинацию всего населения: — дети в возрасте 1 года и в 6 лет; — взрослые до 35 лет (включительно), не болевшим, не привитым, привитым однократно, не имеющим сведений о прививках против кори; — взрослые от 36 до 55 лет (включительно), относящиеся к группам риска (работники медицинских и образовательных организаций, организаций торговли, транспорта, коммунальной и социальной сферы), не болевшим, не привитым, привитым однократно, не имеющим сведений о прививках против кори. Что бы узнать свой иммунный статус по кори можно сдать анализ крови на определение антител иммуноглобулина G – это платная процедура. Есть и противопоказания для вакцинации: гиперчувствительность к компонентам препарата, в том числе к аминогликозидам, белку перепелиного яйца; выраженная реакция или осложнения на предыдущую дозу; первичные иммунодефицитные состояния; злокачественные болезни крови, новообразования; беременность. Чтобы пройти вакцинацию, необходимо обратиться к участковому терапевту или врачу общей практики в своей поликлинике. Прививка от кори делается бесплатно. Согласно Федеральному закону №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от профилактических прививок можно отказаться, подтвердив своё решение в письменной форме. Но при это нужно помнить, что отсутствие профилактических прививок влечёт: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых требует наличие конкретных профилактических прививок; временный отказ в приёме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Помните – заболевание легче предупредить, чем потом бороться с ней! Гребенькова Т.Н. врач методист  ГБУЗ «ВОЦМП»